Начиная с 2014 года западные страны вводят санкции против российских граждан и компаний. Их влияние оценивается противоречиво – усиление конфронтации между Россией и Западом несет ощутимый негатив в одних сферах экономики, а в других сказывается положительно. Что же такое санкции, для чего они были введены и как повлияли на российскую экономику – читайте в статье.
Содержание статьи
1 Что такое санкции и какими они бывают?
2 Из истории экономических санкций
3 Санкции в современном мире
4 Антироссийские санкции – хронология
4.1 2014 год
4.2 2015 год
4.3 2016 год
4.4 2017 год
4.5 2018 год
5 Последствия санкций и контрсанкций
6 Чего ждать дальше?
Что такое санкции и какими они бывают?
Понятие санкций в современном обиходе связано с кризисом, торговыми войнами, «черными списками» и прочими запретами. Но в общем виде санкции – это экономические ограничения, которые вводит одна страна против другой страны (или группы стран).
Цель ввода санкций – путем ограничений экономических операций заставить правительство страны принять определенное решение. Например, санкции США, введенные против Ирана, призваны заставить власти свернуть программу ядерных исследований. Иногда санкции накладывает не одна страна, а группа стран (Европейский союз) или международная организация (ООН).
В новейшей истории санкции вводились для принуждения стран к принятию таких решений:
вывести войска с территории другой страны;
принять условия международного договора (разоружение, нераспространение ядерного оружия);
прекратить политическое преследование оппозиционных сил, провести честные выборы;
прекратить поддержку международного терроризма.
Санкции бывают разных видов в зависимости от того, на кого или на что они направлены. В частности, в литературе выделены такие виды санкций:
индивидуальные – против отдельных физических и юридических лиц;
дипломатические – высылка дипломатов из страны, прекращение дипломатических отношений;
секторальные – ограничения на сотрудничество с отдельной отраслью в стране;
товарные – запрет на покупку или продажу отдельных товаров;
финансовые – запрет участия на международном рынке капиталов.
Наиболее широко в последние годы используются индивидуальные и секторальные санкции (против России), а также товарные (против Ирана).
Обобщенно санкции можно назвать промежуточным этапом между дипломатическими мерами (которыми можно мало чего добиться) и полноценной войной (на которую в современном мире мало кто решится).
Экономические санкции не всегда эффективны, например, военную агрессию с их помощью прекратить практически невозможно, а степень влияния санкций на экономику зависит от многих факторов. Санкции против враждебных стран не могут быть эффективными (потому что товарооборот между ними и так минимален).
Из истории экономических санкций
Экономические санкции, вводимые против отдельных стран, существуют уже очень давно. Первые упоминания о таких ограничениях относятся к 423 году до нашей эры, когда Афины запретили посещать свои порты и рынки представителям обрасти Мегара, и это привело к началу Пелопонесских войн.
Широко санкции начали использоваться в XX веке. Самый известный пример санкций – американское эмбарго в отношении Кубы. После того, как в 1960 году руководство этой страны конфисковало собственность американских граждан и организаций, в США был запрещен импорт кубинского сахара. Позднее был установлен почти абсолютный запрет на любое перемещение товаров, а также был запрещен въезд американских граждан на Кубу. Санкции затем все больше и больше ужесточались, и лишь в 2016 году США восстановили дипломатические отношения с Кубой.
Также известны санкции США в отношении Ирана, которые были введены после свержения шахского режима в результате Исламской революции. Основной запрет касался закупки иранской нефти, заморозки иранских вкладов в американских банках. Запрет на торговлю был отменен в 1980 году, остальные санкции затем корректировались. В 1987-1990 годах снова действовало ограничение импорта нефти из Ирана.
В истории СССР тоже были случаи введения санкций. Предпосылками этого были ограничения, которые ввели США на доступ к высокотехнологичной продукции для социалистических стран. В 1951 году во время Корейской войны США расторгают торговое соглашение с СССР, в результате чего таможенные тарифы на советские товары увеличиваются в 4 раза.
Но наиболее серьезными были последствия внесения в 1974 году в американское торговое законодательство поправки Джексона-Вэника. Поправка отменяла режим наибольшего благоприятствования в торговле для стран, которые нарушали права человека и ограничивали право на эмиграцию. Под действие этой поправки попал указ Президиума Верховного Совета СССР от 3 августа 1972 г., по которому выезжающие за рубеж на постоянное место жительства граждане с высшим образованием должны компенсировать государству расходы на обучение. Свободная эмиграция из СССР была разрешена в 1989 году, тогда поправка в отношении нашей страны перестала действовать.
Кроме поправки Джексона-Вэника США вводили и другие ограничительные меры. В 1980 году в качестве ответа на ввод советских войск в Афганистан США разрывают контракт на поставку 17 миллионов тонн зерна в СССР, запрещают продажу высокотехнологичных товаров, ограничивают культурные, экономические и спортивные (Олимпийские игры) мероприятия. Зерновое эмбарго было отменено в 1981 году, однако периодически вводились другие ограничения.
Как видно, история санкций в XX веке во многом перекликается с противостоянием между Востоком и Западом. Во второй половине 80-х годов с началом Перестройки большая часть ограничений была отменена.
Санкции в современном мире
Несмотря на завершение Холодной войны и прекращение противостояние между странами социалистического блока и США, санкции остаются инструментом международного давления и сейчас.
Как отмечено выше, в XX веке Иран находился под санкциями США из-за политических причин. В 1996 году санкции были усилены Конгрессом США. Из-за разработки ракетной и ядерной программы были запрещены инвестиции в нефтяную сферу экономики Ирана. Нарушителям грозило аннулирование лицензий, ограничение кредитования и работы с государственными ценными бумагами. Санкции против Ирана были усилены еще больше после того, как в 2005 году правительство Махмуда Ахмадинежада возобновило программу обогащения урана на территории Ирана. Санкции касались иранских банков и военной промышленности, с 2012 года снова запрещена продажа иранской нефти в США.
Некоторые послабления были намечены в 2015 году, когда с заключением «ядерной сделки» Иран пошел на уступки по ядерной программе. В 2016 году были сняты санкции с большого числа граждан, организаций и имущества Ирана. Несмотря на этот прогресс, в 2018 году санкции против Ирана были восстановлены. Наиболее вероятная причина – поддержка Ираном вооруженных формирований в Сирии, Ливане, Ираке и Йемене.
Кроме Ирана, под значительным санкционным давлением находится Северная Корея (КНДР). Санкции, направленные на ликвидацию ядерного оружия, были введены Советом Безопасности ООН в 2006 году. Несмотря на это, в КНДР в 2009 году провели вторые ядерные испытания, что стало причиной для введения дополнительных санкций, среди которых запрет на продажу вооружения, финансовые ограничения, и прочие. Ракетные испытания в 2012 году стали причиной расширения санкций со стороны СБ ООН. Аналогичные ситуации происходили в 2013, 2016 и 2017 году, причем в последние годы ядерные и ракетные испытания в КНДР проводили все чаще.
В 2018 году наметился существенный прогресс в отношениях КНДР и США: были проведено несколько раундов переговоров, а руководитель Северной Кореи заявил о желании избавить страну от ядерного оружия. Однако позднее госсекретарь США Майк Помпео отметил, что санкции будут действовать до полной денуклеаризации (ядерного разоружения) Корейского полуострова.
Как видно, санкции в современном мире остаются инструментом обеспечения безопасности, в том числе ядерной. При этом есть некоторые тенденции к постепенному отказу от санкционного режима.
Антироссийские санкции – хронология
Антироссийские санкции в современной истории начинают отсчет с 2014 года после проведения референдума в Крыму, включения его в состав РФ и начала боевых действий на востоке Украины. Россию обвиняют в вооруженном захвате власти в Крыму, в участии российских военных и добровольцев в боях на востоке Украины, в военной и материальной поддержке Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР).
Основная часть введенных санкций имеет точечную направленность – санкции вводятся против отдельных лиц, предприятий и организаций, отраслей экономики. Наибольшее санкционное давление испытывают:
физические лица – чиновники, высшее руководство России, военные руководители, собственники и руководство крупного российского бизнеса, государственные деятели Крыма, ДНР и ЛНР;
юридические лица – компании, работающие в Крыму или связанные с нефтегазовой отраслью, российские банки.
Следовательно, цель санкций – подорвать потенциал экономики России, запретить въезд и любые операции лиц, которые связаны с переходом Крыма в состав РФ и боевыми действиями на востоке Украины.
Санкции вводились, начиная с марта 2014 года, причем каждый пакет санкций связан с определенными событиями. При этом санкции принимаются, в основном, против отдельных лиц или компаний.
В таблице ниже приведена обобщенная хронология санкций против России:
2014 год
Дата
Кто ввел
Против кого
Названная причина
Март 2014
США, ЕС, Канада,
Высокопоставленным украинским и российским политикам запрещен въезд, блокировка активов. Визовые ограничения для высокопоставленных чиновников, санкции против отдельных граждан
Дестабилизация обстановки в Крыму и на Украине
Апрель 2014
США
Крымская нефтегазовая компания «Черноморнефтегаз», крымские и российские чиновники, госкомпании РФ
Несоблюдение «Женевских конвенций», разжигание конфликта на востоке Украины
Май 2014
Канада, ЕС,
Российские банки, компании из Крыма и Севастополя, военное руководство РФ
Несогласие с переходом Крыма под юрисдикцию РФ, эскалация конфликта на востоке Украины
Июнь 2014
Канада
Дополнительные экономические санкции, расширение ограничительного списка на 11 граждан РФ
Нарушение территориальной целостности и суверенитета Украины
Июль 2014
США, Канада, ЕС
Российские оборонные и сырьевые предприятия, банки, отдельные физические и юридические лица (в том числе ДНР/ЛНР)
Позиция России по ситуации на Украине
Август 2014
Канада, Норвегия, Украина
Российские банки, командиры вооруженных формирований и власти ДНР/ЛНР, крупные компании Крыма
Несогласие с переходом Крыма под юрисдикцию РФ, эскалация конфликта на востоке Украины
Сентябрь 2014
ЕС, Канада
Ограничения российским компаниям к финансовым капиталам ЕС; научные предприятия РФ; отдельные граждане РФ
Вмешательство России в дела Украины
Декабрь 2014
США, Канада, ЕС
Любые инвестиции в Крым; частные лица и компании, работающие в Крыму
Несогласие с переходом Крыма под юрисдикцию РФ
2015 год
Дата
Кто ввел
Против кого
Названная причина
Январь 2015
ЕС
Продление санкций, введенных в марте 2014 года до декабря 2015 года
Обострение ситуации на юго-востоке Украины
Февраль 2015
ЕС
19 физических и 9 юридических лиц – граждан РФ, ДНР/ЛНР
Обострение ситуации на юго-востоке Украины
Март 2015
США, Швейцария, ЕС
Продление санкций на год; внесение новых юридических и физических лиц в санкционные списки; ограничения в работе с Крымом
Угрозы миру, безопасности, стабильности, суверенитету и территориальной целостности Украины
Апрель 2015
Норвегия
19 физических и 9 юридических лиц – резидентов РФ (депутаты, члены Правительства, военное руководство)
Ситуация на Украине
Июнь 2015
ЕС
Продление санкций на год
Ситуация на Украине
Июль 2015
США, Албания, Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Черногория, Украина, Грузия
Продление санкций на год, ограничения в работе с компаниями из Крыма
События на Украине
Сентябрь 2015
США, ЕС, Украина
Расширение санкционных списков: научные организации; граждане и компании РФ; авиакомпании (запрет полетов на Украину)
Несогласие с переходом Крыма под юрисдикцию РФ, эскалация конфликта на востоке Украины
Октябрь 2015
ЕС
Смягчение санкций в отношении космических предприятий
Необходимость реализации европейских космических программ
Ноябрь 2015
Страны G20
Продление санкций на полгода
Местные выборы на Украине и на Донбассе
Декабрь 2015
США
Банки, НПФ России, винодельческие компании Крыма
Содействие при вмешательстве во внутренние дела Украины
Конфликт на Украине, поставки турбин Siemens в Крым
Октябрь 2017
США
Запрет сотрудничества в сырьевой и энергетической сфере
Неэффективность Минских соглашений; кибератаки
Ноябрь 2017
Канада
30 граждан РФ
Закон «О жертвах коррумпированных иностранных правительств»
2018 год
Дата
Кто ввел
Против кого
Названная причина
Январь 2018
США
Внесение граждан России и Украины (ДНР/ЛНР) в черные списки; публикация «Кремлёвского доклада»
Связь с высшим руководством РФ
Март 2018
США, Канада, ЕС, Норвегия, Украина
Сотрудники силовых ведомств России; высылка российских дипломатов
Вмешательство в выборы в США; кибератаки; дело об отравлении экс-сотрудника ГРУ Сергея Скрипаля
Апрель 2018
США
Владельцы и руководители крупного бизнеса РФ
Сотрудничество с Правительством РФ
Май 2018
США
Российские оборонные предприятия
Нарушение национального законодательства о нераспространении оружия массового уничтожения
Июнь 2018
США
Расширение санкционного списка IT-компаниями
Связь с российскими спецслужбами
Июль 2018
ЕС
Компании, участвующие в строительстве Крымского моста
Нарушение законодательства Украины и международных норм
Стоит отметить, что по большинству указанных в таблицах причин введения санкций, позиция официальных представителей власти России принципиально иная. Так, например, категорически отрицается вмешательство РФ во внутренние дела Украины, вмешательство в выборы США, причастность к отравлению Сергея Скрипаля и пр.
Санкции регулярно обновляются, пересматриваются и продлеваются, достаточно часто расширяется санкционный список. В 2018 году ожидается значительное расширение санкций в связи с «делом Скрипаля», причем их охват будет значительным.
Первая реакция российских властей на санкции – персональные ограничения для ряда лиц, которые ведут антироссийскую политику и поддерживают введенные против России санкции. Это стало ответом на запрет российским публичным персонам въезда в США, Канаду и страны ЕС.
Следующий шаг – введение так называемых продовольственных контрсанкций. Был запрещен импорт продовольственных товаров по обширному перечню из стран Европейского союза. Это было сделано с целью обеспечить асимметричный ответ на введенные против России санкции, а также поддержать российских товаропроизводителей и производителей стран Таможенного союза (позднее – ЕАЭС).
Из контрсанкций была сформирована политика импортозамещения (прежде всего, в сфере производства продуктов питания). Это решение имело как свои преимущества, так и недостатки:
Достоинства
Недостатки
политика импортозамещения и контрсанкции снизили конкуренцию на российском рынке продовольствия;
для российских аграриев существуют льготы и другие методы поощрения;
снижена зависимость от импорта продуктов питания
в начале реализации политики импортозамещения значительно увеличились цены, в том числе на отечественную продукцию;
качество российской продукции все еще отстает от импортных аналогов;
неоднозначные меры борьбы с контрабандой (уничтожение продуктов);
«фиктивный» импорт европейской продукции под видом белорусской
Кроме продуктового эмбарго были приняты и другие ограничительные меры, в том числе приостановлено соглашение с США об утилизации оружейного плутония; введены визовые ограничения для ряда граждан США.
В целом, контрсанкции, введенные Россией, выполняют функцию не только ответных мер по отношению к странам ЕС и США, но также предполагают меры поддержки отечественной экономики.
Последствия санкций и контрсанкций
Оценить влияние санкций на экономику России достаточно сложно – с 2014 года в стране все признаки кризиса, который вызван различными причинами.
Санкции направлены на нефтегазовый, финансовый и оборонный секторы экономики и включают в себя заморозку части активов за рубежом, ограничение доступа на рынки капитала, усиленный контроль за российскими товарами. Одновременно на экономику крайне негативно повлияло снижение цены на сырую нефть более чем вдвое, что вызвало сильное обесценение российского рубля.
Прежде всего санкции отразились на внешней торговле России. Начиная с 2015 года фиксируется снижение импорта и экспорта. Что касается импорта, основная причина – резкое падение курса российского рубля; также повлияли контрсанкции, введенные против стран ЕС. Снижение экспорта вызвано, кроме санкций, также и более чем двукратным снижением стоимости основного экспортного товара – нефти. Помимо этого, на товарооборот внешней торговли негативно повлияли и другие ограничительные меры – санкции в области научно-технического сотрудничества, ограничения финансовых операций, и другие меры. В результате динамика товарооборота внешней торговли в 2015 года показала снижение (график).
При этом есть и положительные изменения – начиная с 2015 года относительно быстро растет товарооборот России со странами БРИКС, которые занимают все более важное место в мировой экономике.
Проблемы на финансовом рынке отражаются и на уровне жизни. Из-за обесценения рубля значительно выросли цены, а Центральный Банк был вынужден увеличить ставки по кредитам банкам. Как результат – покупательная способность россиян сократилась, а в последние годы реальные доходы населения падают (график).
Российские контрсанкции были асимметричными – если западные санкции касаются отдельных лиц или компаний, Россия ограничивает ввоз продовольственных товаров всех европейских производителей.
Однако не следует путать – западные санкции не ограничивают поставки продуктов питания в Россию, а касаются лишь отдельных лиц и некоторые компании. Основное влияние заключается в блокировке активов и закрытии внешних рынков капиталов. Контрсанкции же влияют на большую часть населения России.
Контрсанкции, наравне с падением курса рубля, стали причиной роста инфляции – в 2014 году цены выросли на 11,4%, а в 2015 – на 12,9%. Что же касается влияния санкций на европейских товаропроизводителей, разные данные противоречивы:
по оценкам российских экономистов, только в 2015 году экспорт продовольственных товаров из стран ЕС в Россию снизился на 29%, что повлекло недополучение 2,2 миллиардов евро прибыли и риск сокращения 130 тысяч рабочих мест;
по данным европейских исследователей, влияние российских контрсанкций на экономику стран Евросоюза незначительно, в 2016 году оно сопоставимо с 0,1% от суммарного ВВП стран ЕС, а в 2017 году его вообще невозможно отследить. При этом в последние годы экспортеры приспособились к санкционному режиму России и смогли нарастить экспорт на 16%.
Влияние же введенных Россией ограничений на экономику США также оценивается американской стороной как незначительное – товарооборот по продовольственным товарам и до введения санкций был небольшим.
Таким образом, следует признать, что санкции и контрсанкции более болезненны оказались именно для России, так как масштабы экономик и уровень жизни между странами отличается очень сильно.
Чего ждать дальше?
Несмотря на то, что санкционные списки на данный момент уже достаточно обширны, западные страны не намерены останавливаться на достигнутом. Так, в ближайшее время ожидается введение нового пакета мер против России. Поводом на этот раз стало отравление нескольких человек (в том числе Сергея Скрипаля) в британском Солсбери, в котором подозреваются российские спецслужбы.
Предположительно 22 августа вступит в силу первый блок санкций, которым будет полностью запрещен экспорт в Россию электронных устройств и комплектующих, связанных с национальной безопасностью. Через 90 дней будет понижен уровень дипломатических отношений США и России, отозвано разрешение на полеты в США для «Аэрофлота» и почти полностью заблокирован товарооборот между странами. По этому пакету санкций возможно избежать ограничительных мер, если российская сторона заверит Запад, что в будущем не будет применять химическое и биологическое оружие. Тот факт, что участие России в отравлении документально не подтверждено, не учитывается.
Снятие с России частично или полностью всех санкций США и стран ЕС зависит, в основном, от решения украинского вопроса (в том числе выполнения Минских соглашений).
Частично санкции могут быть сняты, если Россия «прекратит активность» в тех областях, которые затрагивают национальные интересы США. Снятие некоторых санкций (с крупных компаний) возможно при других условиях, например, для «РусАла» это возможно, когда собственник компании (Олег Дерипаска) откажется от контроля над ней. Поскольку российская сторона не признает никаких фактов вмешательств в указанные процессы, а доказательств предоставлено не было, надеяться на скорую отмену санкций не стоит.
Министр иностранных дел Германии Зигмар Габриэль связывает поэтапное снятие санкций с России с отводом тяжелого вооружения из Донбасса. Аналогичного мнения придерживается канцлер Австрии Себастьян Курц, который заявляет о возможности снятия некоторых санкций с России в случае, если в Минских соглашениях наметится прогресс.
Поскольку отношения между Россией и странами Запада остаются напряженными, следует ожидать нового витка ограничительных мер. При этом, единой политики в отношении существующих и возможных санкций в России не существует. Учитывая, что информация о возможных новых санкциях США уже вызвала падение курса рубля, экономика не в полной мере готова к новым мерам.
В любом случае, несмотря на позитивные прогнозы Правительства относительно последствий новых санкций, экономика должна быть готова к новым ограничениям, которые ожидаются со стороны США в ближайшее время.
Быстрые займы без залога представляют собой финансовые инструменты, которые позволяют получить средства без необходимости предоставления какого-либо имущества в качестве залога. Вот несколько типов займов без залога, которые могут быть доступны:
Потребительские кредиты: Потребительские кредиты предоставляются банками или кредитными учреждениями и не требуют залога. Это может быть вариант для получения средств на различные личные цели, такие как покупка товаров или услуг, погашение долгов и т.д.
Кредитные карты: Кредитные карты также являются формой займа без залога. Вы можете использовать кредитный лимит на карте для покупок или снятия наличных с банкомата, и затем погашать задолженность в течение заданного срока или выплачивать минимальные ежемесячные платежи.
Онлайн-микрокредиты: Онлайн-микрокредитные компании предлагают быстрые займы без залога через онлайн-платформы. Эти займы обычно предназначены для небольших сумм и краткосрочных потребностей. Процесс подачи заявки на микрозайм обычно простой и быстрый.
Займы у знакомых или родственников: Если у вас есть доверительные отношения с близкими людьми, они могут предоставить вам займ без залога. В этом случае важно договориться о ясных условиях погашения займа и быть ответственным заемщиком.